Тяньцзинь – город центрального подчинения, которых в Китае всего четыре. Прежде всего это Пекин, есть ещё Чунцин и Шанхай. Каждый из них – это большая территория, включающая многочисленные сельские уезды. Тяньцзинь протянулся по берегу реки Хайхэ, а его порты расположены на берегу залива Бохай.
Тяньцзинь называют жемчужиной туризма, местные жители говорят короче – Цзинь, а в переводе это слово означает «переправа, через которую прошёл император». Его многовековая история слила воедино черты Востока и Запада, древность и современность.
Достопримечательностей в Тяньцзине так много, что невозможно выделить самые интересные. Для кого-то это участок Великой китайской стены Хуанъягуань – объект мирового культурного наследия, возведённый в 556 году. Для других – современное Колесо обозрения «Око Тяньцзиня», единственное в мире, которое построено на мосту. Надо отметить, что это, действительно, впечатляющее зрелище – по шести полосам моста несутся автомобили, а посередине вздымается колесо диаметром 110 м. Самая высокая точка, на которой оказываются туристы, находится на высоте 35-этажного дома, откуда открывается бесконечная панорама. Говорят, что дальность обзора – примерно 40 км, но это, по-видимому, для глаза орла.
История Тяньцзиня началась в незапамятные времена, ещё когда правил император Юнлэ, то есть в XIY в. Именно при Юнлэ началось строительство фортификационных сооружений, а порт был объявлен императорским. Конечно, и до этих событий здесь кипела жизнь: возводились продуктовые склады, солеварни, но лишь при Юнлэ поселение укрепилось и стало называться Тяньцзинвэй (Охрана небесного брода). Перемещаемый через него грузопоток быстро увеличивался, привозимые по каналам товары перегружали на телеги и отправляли в столицу. Всё шло неплохо до Второй опиумной войны, когда город стали бомбить англичане и французы. Тогда Китай вынужден был предоставить иностранцам концессии в Тяньцзине. Начались смутные годы, в 1900-м произошло Ихэтуаньское восстание, городскую стену снесли. Жизнь стала стремительно меняться, история Тяньзциня претерпевала те же изменения, что вся страна. И вот уже в ХХ в. этот город стали называть центром тяжёлой и лёгкой промышленности КНР, он вошёл в проект «Экономика Бохайского кольца». Согласно переписи населения, проведённой в 2009 году, в современном Тяньцзине проживает более 14 млн человек. Если во всей стране живут представители 55 малых народностей, то в этом городе их 51. Городские жители общаются в основном на разновидности северного диалекта китайского языка – тяньцзиньском, который существенно отличается от пекинского.
Современный Тяньцзинь – это автомобилестроение, металлообработка, нефтехимия, текстильная промышленность. Этот город – второй после Шанхая индустриальный центр высоких технологий в Китае. При этом у него есть маленькая изюминка: четверть всех велосипедов в мире сошли с конвейеров именно тяньцзинских заводов. Хорошо развито и сельское хозяйство, выращиваются рис, кукуруза, пшеница. На территории муниципалитета обнаружены и приличные запасы нефти, а также марганца и бора. Ну и, конечно, большую роль в экономике играют геотермальные источники энергии и запасы соли. Известен этот город и тем, что там открыто сборочное производство компании «Airbus», комплектующие на которое поставляются со всего мира. Ну и строительство ведётся активно, быстро растут небоскрёбы. А специалистам в области it-технологий хорошо известно, что в Тяньцзине находится Национальный суперкомпьютерный центр, один из компьютеров которого до 2011 года считался самым быстрым в мире. Не менее горды местные жители и Свободной торговой зоной Тяньцзиньского порта, крупнейшей на севере и северо-востоке Китая. Ей, единственной в КНР, присвоен статус государственной высокотехнологичной зоны развития. Более 2000 корпораций работают в таких отраслях, как переработка нефти, радиоэлектронное оборудование, разработка новых материалов, производство современных машин. Стоит отметить, что этот порт – искусственный, гавань выдвинута в море, но он настолько велик, что там работает больше 20 тыс. человек, а грузооборот приближается к 200 млн тонн в год. Так что современный Тяньцзинь можно считать суперсовременным городом.
Климат этих мест умеренный муссонный. Зимой холод приносит ветер из Сибири, летом жару - ветры с Южно-Китайского моря. Погода Тяньцзиня чётко делится на четыре сезона. Зима короткая и сухая, чаще всего бесснежная, средняя температура -3,3 °C. С конца февраля до конца апреля – сухая весна. А вот лето влажное, душное, в июле температура воздуха часто превышает +30 °C, идут дожди. Осадков становится меньше с сентября. Так что для туристов погода в Тяньцзине наиболее комфортна весной и осенью. Желающим увидеть в цвету многочисленные парки лучше приезжать в марте-апреле.
Добраться сюда легко. Тяньцзиньский международный аэропорт Биньхай находится в восточной части города, в 15 км от центра. Отсюда совершается множество рейсов – как внутренних, так и международных. Самолёты летают в Гуанчжо, Шанхай, Шэньчжэнь, Далянь и другие города. Аэропорт стал базовым для таких авиакомпаний, как Tianjin Airlines, Okay Airways, Air China. Длина взлётно-посадочной полосы 3600 м, то есть аэропорт может обслуживать самолёты любых типов.
Транспорт в Тяньцзине развит прекрасно, на высокоскоростном автобусе от аэропорта можно доехать до железнодорожного вокзала, откуда опять же скоростной поезд довезёт до Пекина. Четыре железнодорожных вокзала (Тяньцзинский, Западный, Северный и Южный) соединяют Тяньцзинь с несколькими десятками китайских городов. Туристы, как правило, пользуются услугами Тяньцзинского вокзала, который находится к востоку от моста Tianjin Jiefang, и Западного вокзала в северном конце линии на Пудун. Это главные пассажирские терминалы. Дорога от Тяньцзиньского железнодорожного вокзала до вокзала в Пекине с пуском скоростного поезда в 2008 году занимает менее получаса. Железнодорожный вокзал в Тяньцзине, который считается главным, находится практически в центре города: с одной стороны городская площадь, с другой – набережная. Есть там и совсем уж оригинальное сооружение – прямо посередине автомобильной развязки красуются часы Миллениум, на циферблате которых каждому часу соответствует знак Зодиака. Композицию завершает солнце, будто нарисованное рукой ребёнка.
Скоростных автомагистралей в Тяньцзине тоже четыре. Автобусы мчатся практически во все города страны, до Пекина, к примеру, можно доехать за полтора часа. Соответственно, и вокзалов в городе много. С Tianhuan транспорт отправляется в Пекин, Шанхай, города Внутренней Монголии. Правда, скоростное шоссе Jingjintang до Пекина длиной 142 км зимой иногда закрывают из-за непогоды. Всего в Тяньцзине около 300 автобусных маршрутов, внутри города они работают без кондукторов, чаще всего в кассу нужно опустить 50 фэней, на отдельных линиях билет стоит от 1 до 2 юаней. Сдачу никто не даст, поэтому перед поездкой нужно приготовить мелочь. Ну и на такси по Тяньцзиню не так уж дорого перемещаться: в каждом есть счётчик, тарифы варьируют от 1 до 2 юаней за километр, это зависит от модели машины. Однако в любом большом городе удобнее всего ездить на метро. Этот вид транспорта в Тяньцзине насчитывает около 90 станций, метрополитен продолжает строиться. Кроме того, Тяньцзинь – крупнейший в Китае искусственный порт, обслуживающий внутренние и международные пассажирские линии. Из Тяньцзиня водным путём можно попасть в Далянь, Лункоу, в южнокорейский Инчхон и другие города.